Меню

Massive Attack



Massive Attack

Massive Attack

Биография: Massive Attack

Группа из Бристоля (Великобритания), образованная в 1988 году, пионеры музыкального стиля трип-хоп. С момента образования и до 2008 года ими выпущено четыре студийных альбома, два саундтрека к фильмам, один альбом ремиксов и сборник лучших хитов. Massive Attack часто сотрудничают с другими музыкантами, как соавторы, продюсеры или авторы ремиксов отдельных композиций. Электронный стиль музыки группы представлен смесью джаза, хип-хопа, рока, рэггей и соула.

Группа имеет постоянный состав, но для записи новых альбомов приглашаются сторонние вокалисты и сессионные музыканты — от звезды музыки рэггей Хораса Энди (Horace Andy) до известнейшей исполнительницы авторской песни Шинейд О’Коннор (Sin?ad O’Connor). Композиции группы звучат во многих телевизионных шоу и фильмах («Шакал», «Бэтмен навсегда», «Мулен Руж», «Блэйд II», «Доктор Хаус», «Матрица», «Большой куш» и др.). Также группа имеет финансовую долю в небольшом ночном клубе Tube в родном Бристоле.

Группа Massive Attack была создана Грантом Дэдди Джи Маршаллом (Grant Daddy G Marshall), Робертом 3Д Дель Ная (Robert 3D Del Naja) и Эндрю Машрумом Ваулзом (Andrew Mushroom Vowles) на основе популярной в середине 80-х группы The Wild Bunch. Впрочем, The Wild Bunch была не столько группой (band) с постоянным составом, сколько звуковой системой (sound system) — «творческой тусовкой», полухаотичным собранием объединенных общей идеей людей, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга различных музыкантов, авторов, диджеев, звукорежиссеров и продюсеров. Команда людей, выросших на смеси культур хип-хопа и рэггей, они устраивали бешеные вечеринки в самых заброшенных и криминальных районах Бристоля, играя адскую смесь из всех мыслимых и немыслимых стилей музыки.

Кроме будущих участников Massive Attack, в состав The Wild Bunch входили: Клод Вильямс (Willie Wee), Майлз Джонсон (DJ Milo) и Нелли Хупер (Nellee Hooper). После того, как распались The Wild Bunch, Хупер успел поучаствовать в работе с коллективом Soul II Soul, занимался сольной карьерой, поработал с Massive Attack, потом занялся продюсированием и работал с такими знаменитостями, как Шинейд O’Коннор, Бьёрк (Bj?rk), Мадонна (Madonna).

В 1988 году Massive Attack выпустили свой первый сингл «Any Love» (кавер-версия песни авторства Rufus & Chaka Khan), записанный совместно с музыкантом Кэрлтоном (Carlton). Позже эта композиция была перезаписана совместно с Тони Брайаном (Tony Bryan) и издана на следующем сингле «Daydreaming» в 1990 году. В записи новой версии сингла также приняли участие Шара Нелсон (Shara Nelson) и Эдриан Тоуз (Adrian Thaws), более известный под псевдонимом Трики (Tricky).

В 1991 году вышел первый альбом Massive Attack «Blue Lines», продюсером которого выступил муж Нене Черри (Neneh Cherry) Кэмерон Мак-Вей (Cameron McVey) под псевдонимом Booga Bear. Именно он стал тем человеком, который едва ли не силой загнал Massive Attack в студию записывать свой первый лонгплей, до этого будущие участники группы так или иначе принимали участие в записи одного из альбомов Нене Черри. «Blue Lines» стал одним из самых известных британских альбомов 90-х годов. Смешение американского хип-хопа, ямайского рэггей, добавление джазовых элементов плюс вокал Трики, 3D, Шары Нелсон и Хораса Энди — звучание альбома было сложно втиснуть в рамки какого-то одного определенного музыкального жанра. Во время первой войны в Персидском заливе, по настоянию их записывающего лейбла, группа была вынуждена временно изменить название, исключив слово «Attack». По этой причине существуют два варианта оформления обложки первого альбома: один под именем группы «Massive Attack», второй под именем группы «Massive». Именно в альбом «Blue Lines» вошла бессмертная песня, исполненная Шарой Нелсон, «Unfinished Sympathy», клип на которую до сих пор регулярно показывает каждый уважающий себя музыкальный канал, а диджеи из разных стран мира до сих пор делают ремиксы на эту композицию.

В 1994 году выходит второй альбом группы — «Protection». В музыке Massive Attack стало больше живых инструментов, меньше семплов. И без того неспешный темп стал еще более медленным и тягучим. Вокалистами на сей раз были приглашены Трэйси Торн (Tracey Thorn) и Николетт (Nicolette). Также в записи альбома принял участие композитор Крэйг Армстронг (Craig Armstrong), он записал партии пианино в «Heat Miser» и «Weather Storm» и провел оркестровую партию в «Sly». Трики тоже помогал группе в работе над альбомом, но позднее, как и Шара Нелсон, сосредоточился на своей сольной карьере. Именно в этот момент музыкальные критики для определения стиля бристольского саунда, представленного Massive Attack, Трики и Portishead, запустили в оборот термин «трип-хоп».

В 1995 году вышел альбом ремиксов «No Protection». Ремиксы для него сделал известный дабовый музыкант Mad Professor. Примерно в то же время, совместно с Трэйси Торн была записана песня «The Hunter Gets Captured By The Game» для саундтрека к фильму «Бэтмен Навсегда». Во время работы над этой композицией, которую у Massive Attack никак не получалось закончить, Дель Ная обратился за помощью к случайно находившемуся на той же студии продюсеру Нилу Дэвиджу. С ним впоследствии Massive Attack проработают более двенадцати лет, и Дэвидж окажет значительное влияние на звучание группы. В 1996 году Massive Attack основали собственный музыкальный лейбл «Melankolic», на котором выходили записи Хораса Энди, Крэйга Армстронга, группы Alpha и других музыкантов.

1998 год ознаменовался выходом самого успешного альбома группы — «Mezzanine». Подчеркивая стремление группы в каждом новом альбоме уходить от звучания предыдущего, Massive Attack плавную мягкость «Protection» сменили на новый жесткий, тяжелый, насыщенный звук. Речитативы 3Д и Дэдди Джи стали принимать параноидально-депрессивный оттенок, оркестровые и клавишные партии Армстронга сменились на звук живых гитар и агрессивных синтезаторов. Вокал Хораса Энди перестал даже отдаленно напоминать о его принадлежности к рэггей-миру. Единственным проблеском тепла и нежности на диске стало появление Элизабет Фрэйзер (Elizabeth Fraser) из группы Cocteau Twins, которая исполнила голосовые партии в нескольких песнях, в том числе и знаменитой «Teardrop», которая стала одним из главных хитов группы и вошла во множество чиллаут-сборников. Музыкальная тема из этой песни стала сопровождением для заглавных титров популярного телесериала «Доктор Хаус» (в американской версии сериала). «Teardrop» оказалась не единственной песней с «Mezzanine» покорившей мир кино. Песня «Angel» с этого альбома прозвучала в более чем десятке фильмов и сериалов (например, в фильме Гая Ричи «Большой куш»). Другими музыкантами на этот хит было написано множество кавер-версий, даже металлисты Sepultura не прошли мимо него. Сам же альбом вошел в 500 лучших музыкальных альбомов всех времен, по версии журнала Rolling Stone.

Однако поиск нового звучания привел к расколу внутри группы. Надоевшие друг другу музыканты ездили на запись в студию по отдельности, но даже такая мера не помогла сохранить коллектив. После окончания записи альбома группу покинул Эндрю Ваулз. Оставшиеся участники тоже на длительное время предпочли совместному творчеству сольные проекты: Роберт Дель Ная стал больше времени уделять изобразительному искусству (помимо музыки, он еще художник и дизайнер), а Грант Маршалл стал как и прежде давать сольные диджей-сеты в клубах. Надо заметить, что Роберт Дель Ная еще во времена The Wild Bunch увлекался граффити (известно, что он большой друг известного художника Банкси), а позже оформлял обложки для Massive Attack и проявлял повышенный интерес к фотографии. Во время паузы в работе группы, он смог уделить изобразительному искусству куда больше времени. В результате, ограниченным тиражом была выпущена книга «Fitting In» с его художественными работами. Также Роберт принял участие в визуальном оформлении альбомов и клипов группы UNKLE. Кроме того, Роберт Дель Ная стал много времени уделять благотворительной деятельности и протестам против военных действий. Грант Маршалл, тем временем, периодически устраивал диджей-сеты, но в основном все свое время посвятил своей семье.

В 2000 году 3Д и Нил Дэвидж вместе с коллективом Lupine Howl засели в студии для записи очередного альбома, однако за два года работы так и не смогли оформить ничего толкового. В результате, 3Д отправил в корзину около 120 часов материала и решил начать все сначала. Пригласив неизменного Хораса Энди и Шинейд О’Коннор, за очень короткий промежуток времени, Massive Attack записали и в начале 2003 года выпустили альбом «100th Window». На этот раз на альбоме вообще не было семплов, все треки писались вживую, при помощи обычных музыкальных инструментов и синтезаторов. Для оформления обложки был приглашен художник Ник Найт (Nick Knight), который раньше работал с группой над обложкой для «Mezzanine». Супермедленный темп и холодное звучание не отпугнули фанов. Несмотря на очередную смену курса в звуке и содержании музыки, альбом занял первое место в UK Chart. После записи альбома, Massive Attack с вновь присоединившимся Грантом Маршаллом отправились в мировое турне. Вокальные партии Лиз Фрэйзер и Шинейд О’Коннор в туре исполнила Дот Аллисон.

В 2004 году группа записала саундтрек к фильму Луи Летеррье и Люка Бессона «Дэнни Цепной Пес» («Danny the Dog»), а в 2005 году — еще один саундтрек, к фильму «Парень Пуля» («Bullet Boy»).

В 2006 году вышел сборник лучших песен группы «Collected», включавший DVD со всеми клипами, раритеты, неизданный материал и два новых трека — «Live with Me» (совместно с джазовым исполнителем Терри Калье (Terry Callier) и «False Flags». А в конце года Massive Attack вместе с инсталляторами United Visual Artists, оформлявшими для группы сцену в турах с 2003 года, открыли в Лондоне скульптуру из звука и света «Volume». Инсталляция реагировала на перемещения посетителей, создавая неповторимые аудиовизуальные образы.

Летом 2008 года группа начала выступать с песнями из нового альбома, который возможно будет носить название «Weather Underground». Женские вокальные партии в туре исполняли Стефани Доусен (Stephanie Dosen) и Йоланда Куэрти (Yolanda Quarty). Кроме того, Роберт Дель Ная и Нил Дэвидж написали несколько композиций для саундтреков к фильмам «Гоморра», «Битва в Сиэтле», «В тюрьме все мою жизнь». Для последнего был записан совместный трек со Снуп Доггом — «What Up Man». Участники группы заявляют, что новый альбом уже «почти готов», но они не хотят торопиться с его выпуском.

Нынешний состав:

Роберт Дель Ная (Robert Del Naja) («3D»)
Грант Маршалл (Grant Marshall) («Daddy G»)
Нейл Дэвидж (Neil Davidge)
Раньше в состав входили:
Эндрю Ваулз (Andrew Vowles) («Mushroom»)
Во время записи альбомов, группа сотрудничала со многими вокалистами, которые официально в состав Massive Attack не входили:
Шара Нельсон (Shara Nelson) — Blue Lines
Хорес Энди (Horace Andy) — Blue Lines, Protection, Mezzanine, 100th Window
Трики (Tricky) — Blue Lines, Protection,Karmacoma
Николетт (Nicolette) — Protection
Трейси Торн (Tracey Thorn) — Protection
Мадонна (Madonna) — сингл «I Want You»
Элизабет Фрейзер (Elizabeth Fraser) — Mezzanine
Сара Джой (Sarah Jay) — Mezzanine
Дэвид Боуи (David Bowie) — сингл «Natureboy»
Мос Деф (Mos Def) — сингл «I Against I»
Шинейд О’Коннор (Sinead O’Connor) — 100th Window
Терри Калье (Terry Callier) — Collected

Альбомы Студийные

Blue Lines (студийный, 1 июня 1991)
Protection (студийный, 26 сентября 1994)
Mezzanine (студийный, 20 апреля 1998)
100th Window (студийный, 10 февраля 2003)
Weather Underground (название записываемого пятого студийного альбома, план выхода — 2009)
Unknown album (шестой студийный альбом, материал записанный в ходе работы над Weather Underground)
Прочие
No Protection (ремиксы, 17 февраля 1995)
Danny the Dog OST (саундтрек, 11 октября 2004)
Collected (сборник, 27 марта 2006)
Синглы
«Any Love» — 1988
«Daydreaming» — 15 октября 1990
«Unfinished Sympathy» — 11 февраля 1991
«Safe From Harm» — 28 мая 1991
«Massive Attack» (EP) — 10 февраля 1992
«Sly» — 17 октября 1994
«Protection» — 9 января 1995
«Karmacoma» (EP) — 20 марта 1995
«Risingson» — 7 июля 1997
«Teardrop» — 27 апреля 1998
«Angel» — 13 июля 1998
«Inertia Creeps» (EP) — 21 сентября 1998
«Special Cases» — 24 февраля 2003
«Butterfly Caught» (EP) — 16 июня 2003
«Live With Me» — 13 марта 2006

Показать все